Только в Челябинске озеро Смолино,
Только в Челябинске речка Миасс,
Только в Челябинске солнышка вдоволь,
Солнышка вдоволь и снег – про запас.
Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.
Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни.
(А. Горская)
Только в Челябинске речка Миасс,
Только в Челябинске солнышка вдоволь,
Солнышка вдоволь и снег – про запас.
Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.
Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни.
(А. Горская)
Фестиваль Челябинск читающий при наличии большого числа горожан неравнодушных к чтению, хорошо знающих литературу, и в преддверии 280-летия города, явился площадкой для для проведения акции "Я люблю Челябинск"
Ему посвящают песни, снимают музыкальные клипы и называют улицы по всему миру. Километры переулков, проспектов и уютных улочек носят гордое звание одного из самых крупных городов Урала – Челябинска.
Само происхождение названия нашего города до сих пор предмет ожесточенных научных споров. Филологи для обозначения имен собственных населенных пунктов используют слово "топоним". Топоним "Челябинск" для них и по сей день - неразрешенная загадка.
Пером и литературным слогом – для некоторых писателей Челябинск стал музой. Наш город не только место развития событий, но и главный герой произведений. Челябинск занимает почетное место в сборнике "Сибирские рассказы", это, пожалуй, первое упоминание о будущем мегаполисе в художественной литературе, датированное 1891 годом.
Под перо Дмитрия Мамина-Сибиряка попала неудачная ночевка, случившаяся с ним в небольшом уездном городке Оренбургской губернии. Приехав в Челябу, писатель решил остановиться на постоялом дворе, где с ним и произошла история – он никак не может найти места для ночлега – "постоялые дворы как будто заколдованы".
В описании Мамина-Сибиряка Челябинск предстает абсолютно непривычным современному жителю – численность городка едва достигает 20 тысяч, а Миасс оказывается крупной рекой Миясом. И славился в ту пору городок не металлургией, а хлебным промыслом, да, и дороги здесь, пишет автор, можно назвать лучшими в Зауралье.
Попал "уральский металлург" и на страницы многотомника. Александр Солженицын описал вокзал Челябинска (сегодня один из красивейших в России, а тогда – обычную провинциальную станцию) в своем "Архипелаге ГУЛАГе" (1967 год) . И предстал город в произведение советского писателя отнюдь не в лучшем свете. Образ будущего мегаполиса потребовался Солженицыну чтобы отразить безжалостность и бездушность своих современников. Сцена на челябинском вокзале, в прочем, как и все гулаговское произведение, давит на читателя своей угнетающей атмосферой и лагерным колоритом.
"Однако гостеприимства городишке явно не хватает – не очень-то челябинцы жаждут приютить столичного путника на ночлег".Запах и ощущение неубранных дворов, хамоватые хозяйки, сторожи-проныры, и куча мух в чае. Не любезным оказался Челябинск в очерке знаменитого писателя.
Попал "уральский металлург" и на страницы многотомника. Александр Солженицын описал вокзал Челябинска (сегодня один из красивейших в России, а тогда – обычную провинциальную станцию) в своем "Архипелаге ГУЛАГе" (1967 год) . И предстал город в произведение советского писателя отнюдь не в лучшем свете. Образ будущего мегаполиса потребовался Солженицыну чтобы отразить безжалостность и бездушность своих современников. Сцена на челябинском вокзале, в прочем, как и все гулаговское произведение, давит на читателя своей угнетающей атмосферой и лагерным колоритом.
"Зима 1943/44, челябинский вокзал, навес около камеры хранения. Минус 25°. Под навесом — цементный пол, на нём — утоптанный прилипший снег, занесенный извне. В окне камеры хранения— женщина в ватнике, с этой стороны окна — упитанный милиционер в дублёном полушубке. Они ушли в игровой ухаживающий разговор. А на полу лежат два человека — в хлопчатобумажных одежёнках и тряпках цвета земли... один из них кончил срок в лагере, другой сактирован, но при освобождении им неправильно оформили документы и теперь не дают билетов на поезд домой".
Однако это не
единственный момент, где в "Архипелаге" всплывет Челябинск. Несколько
раз он мелькает в названиях маршрутов поездов. И даже ЧТЗ находит свое место в
книге. По важному элементу обмундирования – покрышкам вместо лаптей - можно
узнать "прописку" заключенного.
"И
приходится туземцев одевать, хотя расплачиваться им за это нечем.<…> на
ногах— испытанные русские лапти, только онучей хороших к ним нет. Или кусок
автопокрышки, привязанный прямо к босой ноге проволокой, электрическим шнуром.
(У горя и догадки…) Если этот кусок покрышки схвачен проволочками в лодочную
обутку — то вот и знаменитое "ЧТЗ" (Челябинский тракторный
завод)".
Местный автор
не только включает Челябинск в эпизоды своих произведений, но даже посвящает
ему рассказы. Например, рубрика из газеты "Уральская неделя" -
"Челябинская жизнь" (1919 год) - породила одноименный очерк о местном
быте и укладах, где городок предстает в весьма не лестном образе. Например,
работа администрации города вызывает у автора ироничную ухмылку: весенний
разлив Миасса лишил Челябинск питьевой воды, которая, по мнению многочисленных
экспертов, уж очень опасна. Однако вредной она оказывается не для всех, а
только для "простых смертных":
"Все эти
вопли (жалобы на грязную воду) остались воплями. Вопли эти направлялись
"по адресу" в гор.думу, но она обладает драгоценным свойство – терпением,
"деятельно" отмаливалась и, кряхтя, попивала чаек из пузатых
самоваров и той же мерзопакостной и нездоровой водицы…".
Совсем иным оказывается суровый уральский город в
произведении московского писателя, историка и критика Игоря Золотусского.
Судьба литературоведа оказалась не простой – он родился в предвоенное время.
Отца и мать репрессировали, ребенок воспитывался в детском доме за Уральскими
горами.. Спустя много лет, Золотусский стал корреспондентом, а потом и
редактором "Литературной газеты".
В небольшой книге "Пока мы вместе"
Челябинск предстает рабочим, военным. Действие в книги развивается в 1944 году.
Мальчишки, эвакуированные из Сибирского детского дома, едут в сторону столицы,
но до фронта так и не доезжают. Однако каждая встреча, каждая остановка
становится для героев уроком жизни. Солдаты, отправленные на фронт в теплушках,
деревня, оставшаяся без мужчин, санитарный поезд – в книге Золотусский
описывает свое военное детство, где тыл страны оказывается тоже настоящей
войной.
Здесь герои снова видят только железнодорожные
ворота Челябинска – вокзал. Однако нынешняя южноуральская столица
приглядывается молодому парнишке, который мечтает попасть на фронт, – ведь
именно в этом городе создают танки, вместе с которыми можно уехать далеко на
запад, где идет война.
"Не город, а большой завод. Во все стороны трубы, трубы, трубы… И столько дыма, что, кажется, не тучи, а дым висит над городом. И падает из него грязный снег.<…> А еще полно военных. А еще в Челябинске делают танки. Вообще, интересно было бы попасть на танковый завод. Пожалуй, я на танковом бы поработал…".
Самым узнаваемым для современных жителей, пожалуй,
Челябинск предстает в произведениях Дмитрия Бавильского. Писатель, критик и
журналист родился в столице Южного Урала. Творит сейчас одновременно в двух
местах – родной провинции и в столице России.
Самым крупным произведениям автора стала трилогия о
Челябинске, который там, однако, именуется Чердачинском. Необычное имя родного
города автор называет антитезой реальному. Если с башкирского
"селяба" - яма, в которой и был когда-то построен населенный пункт,
то на страницах книги Чердачинск оказывается возвышенным над мирскими проблемами,
некой "крышей мира" (цитата Бавильского).
Комментариев нет:
Отправить комментарий