Мой верный друг – язык мой русский
Философ Иван Александрович Ильин (1882—1954), выступая на Пушкинском юбилее в 1937 г., так сказал о русском языке: «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она – наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность и красота.
Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и птму властен все выразить, изобразить и передать. В нем гуденье далеких колоколов
и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небес-ные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем – вся по-ющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувст-вия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неулови-мых прозрачностей и вечных глаголов. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык...».
Русский язык - один из крупнейших и развитых языков мира национальный язык русского народа, является одним из самых распространенных на земном шаре. На нем написана богатейшая литература, отражен исторический опыт русского народа, достижения всего человечества. Он входит в число рабочих языков Организации Объе-диненных Наций, на котором пишутся важнейшие мировые документы, международ-ные соглашения. Русский язык - это язык русской нации, и как национальный язык, он включает в себя не только литературный (т. е. нормированный) язык, но и диалекты, просторечие, жаргоны, профессионализмы. Русский национальный язык имеет слож-ную и длительную историю.
Викторина
Приглашаем всех желающих принять участие в нашей викторине, посвященной русскому языку.
“Перед вами громадина – русский язык!
Наслаждение зовет вас, наслаждение
погрузиться во всю неизмеримость
его и изловить чудные законы его”
Н. В. Гоголь
Начнем викторину с вопросов по истории русского языка
1) К какой группе языков относится русский язык? Какие языки еще входят в эту группу? - 2 балла (по 1 баллу)
2) Какой год в истории славянской культуры отмечен как год создания славянской азбуки, положившей начало древнерусскому или старославянскому литератур-ному языку? С какими событиями он связан? Назовите имена создателей сла-вянской азбуки. Какие тексты первыми были переведены на славянский язык? - 8 баллов (по 2 балла)
3) Назовите первые славянские азбуки. На основе, какой из них построен алфавит русского языка? – 2 балла (по 1 баллу)
4) Как называется самая древняя русская летопись? Назовите первую печатную русскую книгу. – 4 балла (по 2 балла)
5) Кому из писателей принадлежат слова:
а) “Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превос-ходство перед всеми европейскими”?
6)Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи”?
в) “[в русском языке] великолепие испанского, живость французского, кре-пость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильная в изо-бражении краткость греческого и латинского…”?
Какие высказывания о русском языке вы знаете? – 8 баллов (по 2 балла)
6) Сказки, поговорки, пословицы, загадки – неисчерпаемое богатство рус-ского языка! Проверим, насколько вы знаете и помните их!
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы,
И в жизни верные друзья.
а) Вспомните пословицы и поговорки, посвященные языку – 2 балла
б) Выберите правильный ответ: - 1 балл
“Ложь человека: а) не пишет; б) не рисует; в) не красит”, “Труд кормит и: а) поучает; б) одевает; в) раздевает”, “Не имей сто рублей, а имей: а) два Мерседеса; б) сто друзей; в) тысячу”, “Куда иголка, туда: и а) портной; б) нитка; в) платье”.
в) Ответьте на вопросы, используя пословицы - 1 балл
Кому Бог подает?
Что всему голова?
Где хорошо?
Какое слово и кошке приятно?
Кто свинье не товарищ?
Кого Бог бережет?
Что свет, а что тьма?
Кого нельзя пускать в огород?
г) Задача: "собрать" пословицы в правильном варианте -1 балл
Век живи хуже воровства
Делу – время черти водятся
На ловца век учись
За что купил и овцы целы
Простота вылетит – не поймаешь
В тихом омуте по осени считают
И волки сыты и зверь бежит
Слово не воробей за тo и продаю
Цыплят потехе - час
д) Подберите антонимы – 0,5 балла
Речь хороша короткая, а веревка ________.
Болен – лечись, а _____ - берегись.
Родная сторона – мать, а чужая – ___________.
У спорого кузнеца руки черные, да хлеб _______.
“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”
а) Кто автор этих строк, из какого они произведения? – 2 балла
б) Вспоминая волшебный мир сказок, назовите:
– как называется волшебная скатерть
– какой волшебный предмет хранила в болоте черепаха Тортилла
– какой волшебный предмет помог узнать царице, что молодая царевна живет у семи богатырей
– назовите вид транспорта, на котором герой русской сказки с помощью не-обычной рыбы попал к царю во дворец
– какой сказочный предмет нельзя нарисовать? – 2,5 балла (по 0,5 балла)
в) Еще вспомните:
– популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством
– имя сказочного царя-долгожителя
– сказочный персонаж, лезущий из кожи вон
– какому сказочному герою принадлежат слова: “Не печалься, ступай себе с Бо-гом…”
– грозное оружие Соловья-разбойника – 2,5 балла (по 0,5 балла)
А теперь отгадайте загадки! – 2,5 баллов (по 0,5 балла)
а) “Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет”?
б) “Крошки-птички сели в ряд и словечки говорят”?
в) “Этой буквой мажут раны,
Часто завтракают дамы -
Им давно рецепт знаком
Свежих фруктов с молоком”?
г) “Буква ржет и всех катает,
По весне на речке тает,
Может стрелами разить,
И чужие слезы лить”
е)” Букву море окружает,
В парк она войти мешает,
И в нее же сгоряча
Превращается свеча”
7) Будем уважать язык, на котором думаем, говорим и пишем! Будем грамотными! А значит, будем просто культурными людьми! Не-сколько вопросов и заданий на проверку грамотности.
1. В каждой группе вычеркните «четвертый лишний» фразеологизм: - 3 балла (по 1 баллу)
а) хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма тьмущая, яблоку негде упасть
б) слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на воде писано, комар носу не подто-чит
в) во все лопатки, черепашьим шагом, сломя голову, в мгновенье ока
2. Обозначьте состав следующих слов – 5 баллов (по 1 баллу)
зелень, выносливость, огурчик, наладчик, загорались
3. Расставьте ударение в словах: - 5 баллов (0,5 балла)
алфавит, иконопись, красивейший, положил, каталог, дефис, позвонишь, договор,
завидно, досуг.
4. Укажите ошибку в словосочетаниях: - 2 балла (по 1 баллу)
«всемирно известное МГУ»; «районное ГАИ пытается решить эту проблему»
5. Какое слово пропущено в предложении: - 1 балл
«Париж – город моей мечты!»
6. Подберите синонимы к словам – 3 балла (по 0,5 балла)
языкознание, удача, болезнь, каприз, пошлость, надежда
7. Замените синонимами устаревшие слова – 5 баллов (по 0,5 балла)
очи, чело, ланиты, уста, перст, длань, лепота, лепта, алкать, лицедей
8. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова
трасса, дискуссия, авеню, махинация, фиаско, фортуна – 3 балла (по 0,5 баллов)
9. Укажите, из какого языка заимствованы слова – 5 баллов (по 1 баллу)
фортепиано, курорт, чай, браслет, гитара, финиш.
10. Литературные анаграммы - 5 баллов
Переставьте буквы в словах так, чтобы в предложенных словах получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей
МОТ – (единица собрания сочинений)
ТОК – (персонаж романа «Мастер и Маргарита»)
ТОРБА – (русская детская писательница)
КРЕН – (адресат стихотворения А. С. Пушкина)
ОПЕР – (инструмент писателя)
РИНГ – (русский писатель)
НЕРВ – (французский писатель)
8) Что означает слово “викторина”? – 1 балл
Это послание из глубины веков вам на память об участии в нашей викторине
Азбука
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
Современный перевод ПОСЛАНИЯ:
Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как по-добает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно - зна-ние - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!
ОТВЕТЫ на ВИКТОРИНУ ПРИСЫЛАЙТЕ НАМ НА Эл.адрес kniznikov2010@mail.ru до 1 июня 2011г.
Победителей ждут призы!!!
Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО
Философ Иван Александрович Ильин (1882—1954), выступая на Пушкинском юбилее в 1937 г., так сказал о русском языке: «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она – наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность и красота.
Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и птму властен все выразить, изобразить и передать. В нем гуденье далеких колоколов
и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небес-ные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем – вся по-ющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувст-вия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неулови-мых прозрачностей и вечных глаголов. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык...».
Русский язык - один из крупнейших и развитых языков мира национальный язык русского народа, является одним из самых распространенных на земном шаре. На нем написана богатейшая литература, отражен исторический опыт русского народа, достижения всего человечества. Он входит в число рабочих языков Организации Объе-диненных Наций, на котором пишутся важнейшие мировые документы, международ-ные соглашения. Русский язык - это язык русской нации, и как национальный язык, он включает в себя не только литературный (т. е. нормированный) язык, но и диалекты, просторечие, жаргоны, профессионализмы. Русский национальный язык имеет слож-ную и длительную историю.
Викторина
Приглашаем всех желающих принять участие в нашей викторине, посвященной русскому языку.
“Перед вами громадина – русский язык!
Наслаждение зовет вас, наслаждение
погрузиться во всю неизмеримость
его и изловить чудные законы его”
Н. В. Гоголь
Начнем викторину с вопросов по истории русского языка
1) К какой группе языков относится русский язык? Какие языки еще входят в эту группу? - 2 балла (по 1 баллу)
2) Какой год в истории славянской культуры отмечен как год создания славянской азбуки, положившей начало древнерусскому или старославянскому литератур-ному языку? С какими событиями он связан? Назовите имена создателей сла-вянской азбуки. Какие тексты первыми были переведены на славянский язык? - 8 баллов (по 2 балла)
3) Назовите первые славянские азбуки. На основе, какой из них построен алфавит русского языка? – 2 балла (по 1 баллу)
4) Как называется самая древняя русская летопись? Назовите первую печатную русскую книгу. – 4 балла (по 2 балла)
5) Кому из писателей принадлежат слова:
а) “Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превос-ходство перед всеми европейскими”?
6)Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи”?
в) “[в русском языке] великолепие испанского, живость французского, кре-пость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильная в изо-бражении краткость греческого и латинского…”?
Какие высказывания о русском языке вы знаете? – 8 баллов (по 2 балла)
6) Сказки, поговорки, пословицы, загадки – неисчерпаемое богатство рус-ского языка! Проверим, насколько вы знаете и помните их!
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы,
И в жизни верные друзья.
а) Вспомните пословицы и поговорки, посвященные языку – 2 балла
б) Выберите правильный ответ: - 1 балл
“Ложь человека: а) не пишет; б) не рисует; в) не красит”, “Труд кормит и: а) поучает; б) одевает; в) раздевает”, “Не имей сто рублей, а имей: а) два Мерседеса; б) сто друзей; в) тысячу”, “Куда иголка, туда: и а) портной; б) нитка; в) платье”.
в) Ответьте на вопросы, используя пословицы - 1 балл
Кому Бог подает?
Что всему голова?
Где хорошо?
Какое слово и кошке приятно?
Кто свинье не товарищ?
Кого Бог бережет?
Что свет, а что тьма?
Кого нельзя пускать в огород?
г) Задача: "собрать" пословицы в правильном варианте -1 балл
Век живи хуже воровства
Делу – время черти водятся
На ловца век учись
За что купил и овцы целы
Простота вылетит – не поймаешь
В тихом омуте по осени считают
И волки сыты и зверь бежит
Слово не воробей за тo и продаю
Цыплят потехе - час
д) Подберите антонимы – 0,5 балла
Речь хороша короткая, а веревка ________.
Болен – лечись, а _____ - берегись.
Родная сторона – мать, а чужая – ___________.
У спорого кузнеца руки черные, да хлеб _______.
“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”
а) Кто автор этих строк, из какого они произведения? – 2 балла
б) Вспоминая волшебный мир сказок, назовите:
– как называется волшебная скатерть
– какой волшебный предмет хранила в болоте черепаха Тортилла
– какой волшебный предмет помог узнать царице, что молодая царевна живет у семи богатырей
– назовите вид транспорта, на котором герой русской сказки с помощью не-обычной рыбы попал к царю во дворец
– какой сказочный предмет нельзя нарисовать? – 2,5 балла (по 0,5 балла)
в) Еще вспомните:
– популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством
– имя сказочного царя-долгожителя
– сказочный персонаж, лезущий из кожи вон
– какому сказочному герою принадлежат слова: “Не печалься, ступай себе с Бо-гом…”
– грозное оружие Соловья-разбойника – 2,5 балла (по 0,5 балла)
А теперь отгадайте загадки! – 2,5 баллов (по 0,5 балла)
а) “Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет”?
б) “Крошки-птички сели в ряд и словечки говорят”?
в) “Этой буквой мажут раны,
Часто завтракают дамы -
Им давно рецепт знаком
Свежих фруктов с молоком”?
г) “Буква ржет и всех катает,
По весне на речке тает,
Может стрелами разить,
И чужие слезы лить”
е)” Букву море окружает,
В парк она войти мешает,
И в нее же сгоряча
Превращается свеча”
7) Будем уважать язык, на котором думаем, говорим и пишем! Будем грамотными! А значит, будем просто культурными людьми! Не-сколько вопросов и заданий на проверку грамотности.
1. В каждой группе вычеркните «четвертый лишний» фразеологизм: - 3 балла (по 1 баллу)
а) хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма тьмущая, яблоку негде упасть
б) слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на воде писано, комар носу не подто-чит
в) во все лопатки, черепашьим шагом, сломя голову, в мгновенье ока
2. Обозначьте состав следующих слов – 5 баллов (по 1 баллу)
зелень, выносливость, огурчик, наладчик, загорались
3. Расставьте ударение в словах: - 5 баллов (0,5 балла)
алфавит, иконопись, красивейший, положил, каталог, дефис, позвонишь, договор,
завидно, досуг.
4. Укажите ошибку в словосочетаниях: - 2 балла (по 1 баллу)
«всемирно известное МГУ»; «районное ГАИ пытается решить эту проблему»
5. Какое слово пропущено в предложении: - 1 балл
«Париж – город моей мечты!»
6. Подберите синонимы к словам – 3 балла (по 0,5 балла)
языкознание, удача, болезнь, каприз, пошлость, надежда
7. Замените синонимами устаревшие слова – 5 баллов (по 0,5 балла)
очи, чело, ланиты, уста, перст, длань, лепота, лепта, алкать, лицедей
8. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова
трасса, дискуссия, авеню, махинация, фиаско, фортуна – 3 балла (по 0,5 баллов)
9. Укажите, из какого языка заимствованы слова – 5 баллов (по 1 баллу)
фортепиано, курорт, чай, браслет, гитара, финиш.
10. Литературные анаграммы - 5 баллов
Переставьте буквы в словах так, чтобы в предложенных словах получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей
МОТ – (единица собрания сочинений)
ТОК – (персонаж романа «Мастер и Маргарита»)
ТОРБА – (русская детская писательница)
КРЕН – (адресат стихотворения А. С. Пушкина)
ОПЕР – (инструмент писателя)
РИНГ – (русский писатель)
НЕРВ – (французский писатель)
8) Что означает слово “викторина”? – 1 балл
Это послание из глубины веков вам на память об участии в нашей викторине
Азбука
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
Современный перевод ПОСЛАНИЯ:
Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как по-добает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно - зна-ние - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!
ОТВЕТЫ на ВИКТОРИНУ ПРИСЫЛАЙТЕ НАМ НА Эл.адрес kniznikov2010@mail.ru до 1 июня 2011г.
Победителей ждут призы!!!
Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО
Комментариев нет:
Отправить комментарий