ЧОУНБ
вторник, 15 декабря 2009 г.
Ненормативная лексика как социальное явление
В читальном зале № 5 ЧОУНБ проходит выставка книг «Антислово: ненормативная лексика как социальное явление» (в цикле выставок «И мы сохраним тебя, русская речь»).
Как правило, когда речь заходит о нецензурной лексике, мы слышим крайнее возмущение: прекратить! запретить! изъять! В некоторых городах (Белгород и пр.) нецензурная лексика запрещена в административном порядке, за нее взимается штраф. Д. С. Лихачев писал, что даже в ГУЛАГе он не унизился употреблением мата. Но лингвисты имеют на этот счет несколько иное мнение.
«Случилось самое страшное: мы теряем наше национальное достояние, наш русский мат». Так начинает свою книгу, представленную на выставке директор института лингвистики и пр. Максим Кронгауз. Ненормативная лексика потеряла значение запрещенных, редко употребляемых слов, стало общеупотребительной. Как гражданин я не желаю слышать мат, - пишет он, - но как лингвист, я понимаю, что ненормативная лексика – это часть языка. Язык это живой организм, и отсечь от него эту часть - значит покалечить его.
Вопрос к размышлению для читателей выставки: можно ли и нужно ли запретить слова ненормативной лексики?
Увы, брань запретить нельзя. Она есть во всех языках и нужна для выражения крайних негативных эмоций. Русскую же брань запретить невозможно, потому что она составляет предмет особой национальной гордости.
« В официальных дискуссиях на эту тему, поначалу нецензурную лексику все осуждают, затем кто - нибудь лукаво улыбаясь, признается, что иногда и сам при случае употребляет, рассказывает анекдот, где произносит такое, чего минуту назад требовал запретить», - пишет Максим Кронгауз.
Мат – это табуированная лексика. Но речь идет не о тотальном запрете, а о системе культурных правил, регулирующих употребление нецензурной лексики и меняющейся со в последнее время особенно быстро. Прежде культурным считался не тот человек, который не знал, что такое мат, или не употреблял его вовсе, а кто знал правила употребления: где и когда нецензурная лексика возможна (армия, тюрьма). Там нецензурная лексика была обязательной. В обычной жизни «матерная речь» прежде характеризовала некультурного человека или различные субкультуры.
Ныне лингвисты отмечают, что границы табу настолько расширились, что мат стал общеупотребительным. «В свете не употребляют мат, в свете говорят на нем» - известный анекдот. Интересно, что теперь и женщины, и дети считают возможным употребление мата.
Расшатывание культурной системы началось еще в смутные 90 – е годы. Ныне на мате делают себе имя нечистоплотные деятели культуры, в произведениях которых лексика культурного табу – главная «клубничка» и смысл произведения.
Но есть и иные произведения, употребление в которых нецензурной лексики часто указывает на особое жизнелюбие автора: Вл. Кунин, Д. Рубина, М. Жванецкий, И. Губерман. С каким смехом и любовью умеют посолить они свою прозу крепким словцом! Один из разделов выставки так и называется «Как смех казнит несовершенство мира и утверждает радость бытия».
Людмила Улицкая пишет: «Язык живет, дышит, выбрасывает на берег, как морская волна, то мусор, то драгоценную жемчужину… И пусть живет».
Подготовила Крюковская О.И., библиотекарь отдела читальных залов.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий