ЧОУНБ

ЧОУНБ

вторник, 28 февраля 2012 г.

Н.Ф. Болдырев








«Значение таких личностей для края, на мой взгляд, равноценно университету…»
Рустам Валеев



Н.Ф. Болдырев - кандидат философских наук, поэт, номинант и номинатор Букеровской премии, автор книг о Василии Розанове, Андрее Тарковском, прозы и эссеистики – «Упавшее небо», «Пушкин и джаз», «Ностальгия по пейзажу», «Лес Фонтенбло», нескольких стихотворных сборников, переводчик с немецкого и польского: Рильке, Тракль, Целан, Хайдеггер, Стафф и др.

В Челябинске Н. Ф. Болдырев в начале 1990-х организовал и вел несколько лет городской студенческий клуб при редакции областной молодежной газеты "Комсомолец", где заведовал отделом в течение семи лет. Иногда Николай Федорович выступал для ищущих молодых людей своего рода гуманитарно-философским экспертом. Н. Болдырев (вместе с В. Лобашевым) издавал первый в городе литературный журнал (первый номер которого назывался "Шанс", а шесть остальных - "Имидж"), активно влиял на политику "Уральской нови" периода ее расцвета, издал альманах "Остров", выпускал биографические книги. Н. Болдырев в издательстве "Урал" литературную редакцию и подготовил к переизданию 200 биографий серии ЖЗЛ Флорентия Павленкова (значительная часть "Павленковки" снабжена послесловиями Н. Болдырева, увлекательными эссе, сделавшими ему имя всероссийского масштаба). За восемь лет (1993-2000) главного редакторства Н. Ф. Болдырева никому не известная маленькая фирма превратилась в крупнейшее на Урале и одно из образцовых в России книжных издательств (ныне издательство «Аркаим»), большая доля продукции которого была отмечена культурным "Знаком качества". 40 томов "Библиотеки Флорентия Павленкова" (составитель и главный редактор - Н. Ф. Болдырев) - проект, вызвавший восхищение книжников, награжденный несколькими всероссийскими премиями и медалями. Другой проект - серия "Биографические ландшафты": переводы с трех языков: первая на русском языке биография Райнера Марии Рильке, первые биографии Кьеркегора, Новалиса, Торо, Хайдеггера, Лу Саломе, Симоны Вайль, биографии Гессе, Юнга, Блаватской, Швейцера, Леннона и так далее.
В эти же годы он активно публикуется в российских "толстых" журналах, чаще всего в "Волге". Наиболее известным становится его эссе "Пушкин и джаз".
Н. Болдырев не одно десятилетие исследует дзэн-буддизм.

В 2000 г. Н. Болдырев ушел из издательства "Урал LTD" и стал свободным художником. Он опубликовал несколько книг, где применил свою методику поиска дзэнских энергий в творчестве русских художников (книга "Семя Озириса, или Василий Розанов как последний ветхозаветный пророк" и о два тома об Андрее Тарковском). Н. Ф. Болдырев – оригинальный российский культуролог. Читатель находит в его книгах ответы на многие философские вопросы о смысле бытия.

26 февраля в читальном зале ЧОУНБ прошла встреча Николая Болдырева с читателями.
На встрече присутствовало много молодёжи, студентов, участников различных литературных объединений города. Активно задавались вопросы.
- Николай Фёдорович, а скажите, пожалуйста, каково состояние современной поэзии.
- Современная поэзия не делает сильнее духом, а только развлекает. Это стал способ удовлетворения тщеславия. Настоящая поэзия не базируется на самовыражении. «В каждой вещи бьётся сердце»,- сказал Рильке. Дело поэта – вслушиваться в эту музыку вещей, а не в свои переживания. Молодых сейчас учат слушать только себя, пробиваться, объявлять войну другому – это эгоцентрика. Это рождает нарциссов, которые ждут аплодисментов, но их не интересует истина бытия.
Надо стремиться к качеству прочитанного, а не количеству. Настоящая проза – тоже поэзия. А.Тарковский считал себя поэтом, а не режиссером. Советую всем читать Тютчева, Мандельштама, Розанова, Д.Самойлова, Заболоцкого. А вот женщин- поэтов мне сложно понять.
Перед созданием произведения надо держать восприятие мира незамутненным. А.Рублев перед написанием иконы уходил в затворничество.
- А каково будущее книги и библиотек?
- США внесло уничтожение всего живого. Это и Голливуд, и Хиросима, и «Фабрика звёзд», и Интернет. Бумажную книгу не уничтожить, она разошлась по земле. Сама книга формирует душевного человека, способного к сотворчеству. А подмененная – для сиюминутного удовлетворения.

- Что Вы посоветуете молодому поколению?
- Надо воспринимать духовное наследие. Без этого поколение будет безОбразным. Для русского человека образцом всегда был образ Святого. И России всегда нужен был царь-батюшка, а не менеджер проамериканский.
Я считаю, что предпринимательство чуждо русской душе, это не талант вовсе, это плохое. Человек - это тупой эгоцентричный насильник, который уничтожает себе подобных, не интересуется другими живыми существами. Надо возвращаться к корням, внутреннему, духовному, к Богу. Бог – это твоя личная сакральная ответственность, не надо прятаться за слова – они условны. Задача человека - вырабатывать чистое сознание и святость, а не внешнюю гиперподвижность, чтоб всё клокотало, как у Петра I, и как сейчас пропагандируют наши проамериканские политики с экранов.
Мы живём в эпоху краха института семьи. Идея разврата и полной свободы активно внедряется для общей деградации и уничтожения России. Основа семьи – святость.

- Ваши творческие планы?
- В телецентре Оболенского я регулярно провожу семинары. Недавно прошёл семинар по А.Тарковскому, по Розанову, по дзен, современной поэзии, по Рильке. Приглашаю всех.
Сейчас я готовлю в издательской студии «Единорог» (Челябинск) малое собрание сочинений Р.М. Рильке в 7 книгах в моих переводах и с комментариями. По вопросам приобретения обращайтесь по телефону 8912-77-89-890, nade5@yandex.ru.

Записала Радько Марина

Комментариев нет:

Отправить комментарий